Противодействие экстремизму в Санкт-Петербурге

16.06.2014 Выводы и рекомендации по итогам работы семинара «Организация работы по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации их последствий на территории района, внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга», 7 декабря 2011 года, Санкт-Петербург

Безопасность в Санкт-Петербурге и в его районах во многом определяется эффективностью той работы, которую проводит каждый уполномоченный на то орган, будь то муниципальное образование, администрация района и ее отделы, комитеты и органы исполнительной власти города, органы полиции, федеральной службы безопасности и других структур государства. На сегодняшний день ситуация по линии противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма и терроризма, в городах Российской Федерации продолжает оставаться сложной. Их проявления и методы опасны как никогда ранее и осознаются практически всеми членами общества как стратегическая угроза внутренней стабильности и внешней безопасности.
Тем не менее, можно констатировать, что в нашем городе создана и действует многоуровневая система профилактики экстремистских проявлений, в которую вовлечены все субъекты профилактики экстремизма, в том числе и органы местного самоуправления.
В настоящее время реализуются Программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы», «План мероприятий по реализации государственной миграционной политики в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы». В текущем году активно выполняется принятая 23.09.2010 Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы» (программа «Толерантность»), на всей территории Российской Федерации реализуется программа «Безопасный город».
Говоря о результатах профилактической работы, следует отметить, что благодаря совместным усилиям в текущем году сократилось количество преступлений совершенных по мотивам национальной ненависти. Так по данным Прокуратуры Санкт-Петербурга за 11 месяцев 2011 года органами предварительного расследования Санкт-Петербурга было возбуждено 14 уголовных дел, мотив совершения которых, является экстремистским. В 2010 году их было 20.
За 11 месяцев 2011 года крайних форм проявления экстремизма на территории города, т.е. террористических актов допущено не было. В 2010 году ситуация была аналогичной. Анализируя данную статистику можно сделать вывод, что показатели экстремисткой преступности на протяжении нескольких лет находятся практически на одном и том же уровне. Однако динамика не дает основанийустранятся от профилактики терроризма и экстремизма.
Причин терроризма и экстремизма множество, среди них: социальное расслоение в обществе, увеличение миграционных потоков иностранных граждан и лиц без гражданства, недостаточное вовлечение несовершеннолетних и молодежи в социально-позитивную досуговую деятельность.
Подобные причины имеется возможность выявить уже на уровне местного самоуправления. Информация о социальных условиях семьи, уровне доходов, количестве детей известна местным властям через детские сады, школы, паспортные столы и др. Соответственно, на различные социальные проблемы, возникающие в данном секторе, одними из первых должны реагировать органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке могут осуществлять профилактические меры, в том числе воспитательные и пропагандистские, направленные на предупреждение экстремистской и, как следствие, – террористической деятельности.
В результате научной дискуссии по тематике семинара его участниками сформулированы следующие рекомендации:
1. В муниципальных изданиях периодической печати предусмотреть рубрику, посвященную вопросам противодействия проявлениям экстремизма. Размещать в муниципальных средствах массовой информации и официальных сайтах сведения о результативности проводимой субъектами профилактики экстремизма работы на данном направлении.
2. Осуществить комплекс мероприятий информационно-пропагандистского характера по дискредитации лидеров, идеологов и активных участников радикальных организаций экстремистской направленности в средствах массовой информации.
3. Подготовить и разместить в местах массового пребывания граждан информационно-пропагандистские стенды, направленные на профилактику экстремизма, привитие культуры этнического и конфессионального согласия.
4. На сайтах образовательных учреждений создать постоянно обновляющийся раздел, посвящённый освещению вопросов воспитания гражданской солидарности и толерантности, противодействия молодёжному экстремизму.

5. Продолжать реализовывать комплекс мер, позволяющий обеспечить безопасность и избежать насилия на территории образовательных учреждений и их общежитий (установление камер видеонаблюдения, аппаратуры просмотра местности, охраны).
6. В целях минимизации возможности осуществления террористических акций на транспортных узлах (вокзалы, станции, метрополитен), следует активно распространять печатную продукцию, содержащую правила безопасного поведения на транспорте в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
7. Для оценки навыков безопасного поведения при возникновении критических ситуаций, связанных с последствиями террористических актов, возможно проведение межведомственными комиссиями (из числа сотрудников местной администрации, МВД России, МЧС России и др.) на предприятиях и в различных организациях периодических тренировок с имитацией критических ситуаций.
8. В целях повышения эффективности профилактики проявлений экстремизма и терроризма на территории муниципального образования представляется целесообразном закрепить рассматриваемое направление деятельности за конкретным должностным лицом муниципального образования, а также рекомендуется вести тематическое КНД.

Основные направления деятельности вузов по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде

            Экстремизм, имеет «молодежное лицо», растет вместе с подрастающими поколениями. Поэтому профилактика преступлений экстремистской направленности должна начинаться со школьной скамьи[1]. Специфика молодежной среды определяется своего рода социально-психологическими аномалиями, которые проявляются в агрессии, формировании молодежных субкультурных группировок, в том числе, асоциальной, экстремистской направленности. Цифры и факты свидетельствуют, что подавляющее большинство преступлений подростки совершают в составе группы. Групповое девиантное поведение сплачивает группу.
Организация работы с молодежью в сфере противодействия экстремизму важнейшей своей составляющей имеет вузовский компонент. На сегодняшний день количество вузов и филиалов в СЗФО составляет внушительную цифру - 381[2]. Общая численность студентов в СЗФО по данным Росстата на 2010\2011 учебный год составила 712 тыс. человек[3].
Студенческое сообщество служит питательной средой для распространения экстремистских настроений. В этой связи на Всероссийском совещании по обеспечению комплексной безопасности высших учебных заведений в мае 2011 г., организованном по инициативе Минобрнауки России руководителям учебных заведений были даны настоятельные рекомендации по повышению эффективности мер по противодействию экстремизму среди обучающихся.
Эта работа включает в себя много аспектов: проведение общепрофилактических мероприятий, работу с молодежью из «группы повышенного психолого-педагогического внимания», стимулирование участия в реализации социальных проектов, оптимизацию молодежного экстремистского поля через сокращение неконтролируемого пространства социализации. Здесь система высшего профессионального образования может и должна стать мощным ресурсом по противодействию экстремизму в студенческой среде. Особенно это касается вузов юридического профиля, для которых важнейшей воспитательной задачей является формирование правового сознания, в частности, четкого представления о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности.
Другим важнейшим аспектом работы вузов по противодействию экстремизму является ее научно-методическое обеспечение. Здесь основными направлениями работы являются: мониторинг проявлений экстремисткой активности, мониторинг правоприменительной деятельности в сфере противодействия экстремизму и терроризму, изучение феномена молодежного экстремизма и его проявлений в виде субкультурных молодежных групп, религиозных организаций, особенно, «нетрадиционных», разработка и научно-методическое обоснование форм и методов профилактической работы, организация и проведение научно-представительских мероприятий посвященных исследованию противодействию молодежному экстремизму с участием представителей исполнительной власти, правоохранительных органов, высших учебных заведений, институтов гражданского общества, издание и внедрение в практику деятельности органов исполнительной власти и правоохранительных органов методический пособий по противодействию экстремизму в молодежной среде.
Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.
Вместе с тем, мы должны учитывать оценку степени опасности для общества наличия экстремальных жизненных установок - связь уровня экстремальных настроений с основными формами экстремистских проявлений. Причем эта связь далеко не однозначна. В практическом экстремизме решающее влияние оказывает принадлежность к малым группам преимущественно субкультурной направленности, а не к своему поколению как большой социальной группе. Значит, они и должны быть основным объектом профилактики, а при необходимости, и противодействия.
            Резкое социальное расслоение общества, неравенство в доступе к социальным, культурным, экономическим благам, волна религиозного возрождения, развитие национального самосознания, побуждают молодежь, искать «нетрадиционные» механизмы социальной мобильности, например, такие, как «нетрадиционные религии».  К ним относятся как абсолютно безобидные сообщества единомышленников, так и откровенно экстремистские организации, проповедующие национал-патриотические лозунги, входящие в состав националистических правых группировок, участвующих, в том числе, и в политических акциях. Сегодня их количество оценивается по-разному. Так, Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви информирует о деятельности 87 подобных организаций[4]. В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма»[5] говорится о 231 секте. Причем подавляющее большинство вызывающих опасение религиозных объединений не являются религиозными организациями, не зарегистрированы.
Безусловно, деятельность этих организаций, их информационные сайты в сети Интернет, издаваемая ими печатная продукция должны быть объектом профилактики, должны подвергаться тщательной экспертизе на наличие экстремистских идей и призывов.
Распространенность и активность подобного рода групп обусловливается рядом факторов. Среди них стоит отдельно поднять вопрос о распространении экстремистских материалов в сети Интернет. По оценкам специалистов на территории страны действуют около 7,5 тысяч экстремистских сайтов.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что противодействие распространению экстремизма в молодежной среде является задачей всего общества. Недооценка опасности этого явления грозит возможностью очень серьезных последствий для безопасности государства и общества, о чем свидетельствует мировой опыт. Северо-Западный Федеральный округ, как и вся Российская Федерация в целом представлен многонациональным и многоконфессиональным населением. К нам приезжают работать и учиться представители различных регионов, принося с собой свои обычаи, культуру, традиционные жизненные уклады. Миграционные процессы обусловливаются объективными макроэкономическими и социально-политическими показателями, имея в виду которые, мы можем утверждать, что в ближайшем будущем миграция не сократится и не изменит своего направления. Это объясняет важность противодействия всем тем силам, которые пытаются разжечь костер межнациональной нетерпимости и вражды в нашем регионе.
В качестве важнейших направлений деятельности вузов по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде считаем следующие:
- информационно-просветительское направление, связанное с разработкой и внедрением дисциплин посвященных изучению религии, ее истории, культуры, традиций; курсов по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму;
- психолого-педагогическое направление, связанное с развитием психолого-педагогических служб в образовательных учреждениях, занимающихся выявлением лиц группы «повышенного психолго-педагогического воздействия» и дальнейшей работы с ними;
- организационное направление, связанное с повышением роли студенческих общественных объединений в жизни вуза, с созданием клубов интернациональной дружбы при участии национальных диаспор, с реализацией программ по адаптации  и интеграции студентов.

Возврат к списку

Официальный сайт муниципального образования
Город ПЕТЕРГОФ